Функциональная грамотность

План мероприятий:

Региональный план мероприятий по формированию функциональной грамотности

Муниципальный план мероприятий по формированию функциональной грамотности

Школьный план мероприятий по формированию функциональной грамотности

 

Методические материалы

Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования

Формирование функциональной грамотности

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся. Демонстрационные материалы. Институт стратегии развития Образования.

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Методическое сопровождение программы внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности.

СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся. Методические пособия по развитию функциональной грамотности.


Примеры открытых заданий по развитию функциональной грамотности ПИЗА:

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность

Читательская грамотность


Рекомендуемые электронные ресурсы:

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
СИПКРО

Издательство «Просвещение»

Банк тестов

Московский центр качества образования

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

Материалы в помощь учителю по формированию функциональной грамотности

 

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

 Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования. В указе Президента России от 7 мая 2018 года Правительству Российской Федерации поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

 Государственная программа Российской Федерации  «Развитие образования» (2018-2025 годы) определяет цель государственной политики в сфере образование как достижение качества образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

 Исходя из этого, приоритетных механизмов повышения качества общего образования становится формирование функциональной грамотности обучающихся: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.

В исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) проверяются сформированность функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой), навыков разрешения проблем, креативного мышления.

            Для понятия «математическая грамотность» в исследовании PISA принято следующее определение: это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Читательская грамотность понимается, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Под естественно-научной грамотностью понимается способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть изучены и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление понимается как способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

 Глобальная компетентность - это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни.

 Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия (PISA 2018 Assessment and Analytical Framework).

Таким образом, функциональная грамотность обучающихся определяется как уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, метапредметных умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучающимися в деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных задач, а также задач взаимодействия в обществе.

 

Нормативно-правовое обеспечение.

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации   от 04.10.2000 № 751. 3.Федеральная целевая программа развития образования на 2018-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года  № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, с изменениями 29 июня 2017г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

 6 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413, с изменениями 31 декабря 2015г.

https://school73.minobr63.ru/functional-grammatic/

7. План формирования функциональной грамотности, утверждённый Министерством образования и спорта Республики Карелия, 20 сентября 2021г.

8. План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ КГО «СОШ №1 им.Я.В.Ругоева» на 2021/22 учебный год.