муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная
школа № 1  с углубленным изучением
иностранного языка имени Я. В. Ругоева"

Школьная столовая

Условия питания, обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе.

В школе оборудована столовая на 160 посадочных мест. Организация питания обучающихся осуществляется на основе договора с МУП «Объединение школьных столовых» и соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Бракеражная комиссия принимает участие в работе по контролю за организацией и качеством питания в школе. Она выполняет следующие функции:

- осуществление контроля за качеством поступающих на пищеблок продуктов, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации;

- контроль за соблюдением правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологического режима в столовой и на пищеблоке;

- контроль за санитарным состоянием и содержанием пищеблока и соблюдение правил личной гигиены работниками столовой.

Для пищеблока столовой приобретено современное оборудование-электропечь, посудомоечная машина, проточный и накопительный водонагреватели и т.д. Это позволяет улучшить качество школьного питания.

 Стоимость питания определяется учредителем.

 В школе организованы учёт питания обучающихся и созданы условия для оплаты питания обучающегося родителями (законными представителями) за разные периоды (от двух недель до   одного месяца). Охват организованным горячим питанием в школе составляет 80%, горячим питанием 98%, обучающиеся старших классов покупают завтраки в свободной форме. Бесплатным питанием обеспечены: из местного бюджета - 8 человек, из республиканского –75 человек.

 Охват горячим питанием обучающихся на 2018-2019 учебный год

 

 

Уровни образования

Количество обучающихся, охваченных питанием

 

Всего обучающихся

Охвачено организованным

питанием

 Всего детей из малоимущих семей

Охвачено питанием детей из малоимущих семей

Количество обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обеспеченных бесплатным одноразовым питанием

1. Начальное общее образование

341

320

40

40

 

3

2. Основное общее образование

355

180

25

25

5

3. Среднее общее образование

82

14

6

6

1


781

514

71

71

9









Питьевой режим соблюдается.

 Активное участие в организации полноценного питания принимают медицинский работник, работники пищеблока, педагоги школы, так как рациональное питание детей – необходимое условие их гармоничного роста, физического и психологического развития


Количество обучающихся, охваченных питанием (2015 - 2019 гг.)

 

Уровни образования

Всего обучающихся

Охвачено организованным

питанием

2015-2016

2016-2017

2017-

2018

2018-

2019

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-

2019

1. Начальное общее образование

301

335

341

344

301

237

256

307

2. Основное общее образование

365

360

360

355

293

153

161

166

3. Среднее общее образование

71

74

82

82

40

14

13

17

Всего:

737

769

783

781

634

404

430

490

 

Уровни образования

 Всего детей из малоимущих семей

Охвачено питанием детей из малоимущих семей

Количество обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обеспеченных бесплатным одноразовым питанием

2015-2016

2016-2017

2017-

2018

2018-

2019

2015-2016

2016-2017

2017-

2018

2018-

2019

2015-2016

2016-2017

2017-

2018

2018-

2019

1. Начальное общее образование

40

57

50

29

40

57

50

29

5

 3

2

2

2. Основное общее образование

35

37

39

38

35

37

39

38

7

2

4

3

3. Среднее общее образование

3

6

5

6

3

6

5

6

1

 -

1

1

Всего:

78

98

94

73

78

98

94

73

13

5

7

6

 

Документы

Положение о порядке организации питания

Прейскурант на питание

Охрана и укрепление здоровья, организация питания участников образовательных отношений


Примерное меню учащихся

  • Сливочное масло: 30–40 г
  • Растительное масло: 15–20 г
  • Хлеб (пшеничный и ржаной): 200–300 г
  • Крупы и макаронные изделия: 40–60 г
  • Картофель: 200–300 г
  • Овощи: 300–400 г
  • Фрукты свежие: 200–300 г
  • Сок: 150–200 мл
  • Сахар: 50–70 г
  • Кондитерские изделия: 20–30 г
  • Молоко, молочные продукты: 300–400 г

«Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом»

Дмитрий Медведев

 

 

Рациональное питание является одним из важнейших факторов в нормальном развитии и функционировании динамичной системы растущего детского организма. В целом рациональное питание базируется на трех основных принципах, заключающихся в следующем:

1. Обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности.

2. Удовлетворение физиологической потребности организма в определенных пищевых веществах.

3.  Соблюдение режима питания.

Оптимальным режимом питания школьников в течение дня считается 4-5 кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч и распределением энергетической ценности суточного рациона в зависимости от режима обучения.

Установлено, что учащиеся, получающие в школе горячее питание, лучше воспринимают учебный материал и сохраняют работоспособность до конца учебных занятий.

При построении пищевых рационов для детей школьного возраста чрезвычайно важно не только удовлетворить потребности организма в количествах углеводов, но и подобрать оптимальные соотношения продуктов, содержащих легкоусвояемые и медленно всасывающиеся в кишечнике углеводы, а также обеспечить организм необходимым количеством не перевариваемых полисахаридов.

Наиболее оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14%, жиры - 31%, углеводы - 55% общей калорийности рациона.

С целью обеспечения учащихся полноценным сбалансированным горячим питанием производится разработка примерного цикличного меню, в котором обязательно учитывается энергетическая ценность блюд и сбалансированность по белкам, жирам и углеводам. Примерное цикличное меню составляется на 2-е недели, чтобы разнообразить ассортимент блюд, кроме этого оно разрабатывается по сезонам года для школьных завтраков, обедов групп продленного дня.

Для контроля за качеством поступающих блюд в школе работает бракеражная комиссия и общественный совет. Для учащихся организовано накрытие столов с подачей горячих блюд.

 

Школьная столовая.

 

no name 040.JPGВ школьном здании на первом этаже в удобном для посещения месте расположена столовая, рассчитанная по проекту на 160 мест.

Помещение столовой включает:

  • обеденный зал с раздаточной;
  • производственные помещения (заготовочные цехи, моечная для столовой и кухонной посуды. Для приготовления холодных блюд предусмотрены отдельные столы);
  • складские помещения (камера охлаждения для скоропортящихся продуктов, кладовые для сухих продуктов, овощей);
  • перед входом в помещение столовой оборудовано умывальниками и сушилками для рук;
  • административно – бытовые помещения для персонала;
  • технические помещения.

Горячие завтраки школьники получают во время перемен. График питания в школьной столовой разработан на основании расписания занятий, утвержден директором школы и вывешен на двери столовой:

 



Понедельник - пятница

1.

8.30 -9.10

свободная продажа завтраков в столовой

2.

 9.20.-10.00

организованное питание учащихся 1-4 классов

3.

10.15-10.55

организованное питание учащихся 5-7 классов

4.

11.10-11.50

организованное питание учащихся 8-11 классов

5.

12.05-12.45

свободная продажа обедов в столовой

6.

12.50-13.30

свободная продажа

7.

13.35-14.15

свободная продажа

 

Столы и места в зале закреплены за каждым классом и учащимся, что сокращает продолжительность пребывания детей в столовой.

Каждое утро классный руководитель сообщает в столовую о количестве отсутствующих учеников, в связи с чем в столовой делается корректировка количества приготовляемых завтраков и схемы накрытия столов.

В нашей столовой выполняются все санитарно – эпидемиологические требования к организации питания, обучающихся в школе. Столовая укомплектована всем необходимым оборудованием. В 2012-2013 учебном года в столовую поступило новое оборудование по программе модернизации школьных столовых. Летом 2012 произведен капитальный ремонт всего помещения (снята старая керамическая плитка со стен и пола, демонтировано старое оборудование, заменены окна).Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. (Посуда в столовой фарфорофаянсовая и сортовая стеклянная. Для раздачи порционных блюд на тарелках используются обычные пластмассовые подносы. Использованная посуда относится вручную каждым позавтракавшим к окошку моечной). Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой. 

Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.

Работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Периодически проходят курсы повышения квалификации. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы. 

За качеством питания постоянно следит комиссия, в ее составе школьный фельдшер, завуч, директор. Это позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

 

Чем кормить школьника, чтобы он рос умным и здоровым

 Алла Болотова, Денис Новоселов

 

IMG_5157.JPGПитание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. По данным исследований, только в столице 80% учеников недополучают витаминов и минералов и, как следствие, хуже успевают, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.

Каким же должен быть «умный» рацион учащегося, чтобы, с одной стороны, ребенок получал все необходимые организму вещества, выдерживал ежедневные физические и психологические нагрузки и учился на пятерки. А с другой - пища приносила бы не только пользу, но и удовольствие?


С этими вопросами мы обратились к руководителю отдела детского питания Института питания РАМН, доктору медицинских наук, профессору Игорю КОНЮ.

«Секретов немного. Главное правило, о котором часто забывают родители, - питание должно быть разнообразным. Это важнейший фактор, который способствует нормальному интеллектуальному и физическому развитию ребенка», - сказал «НИ» Игорь Конь.

 

Завтрак - всему голова

003.JPGВажнейшей составляющей рационального питания школьника является завтрак. «Следите за тем, чтобы ребенок уходил в школу сытым, - рекомендует профессор родителям. - Ведь зачастую завтрак - это единственный прием пищи, который можно проконтролировать, чтобы быть абсолютно уверенным, что хотя бы раз в день ребенок поел, как следует».

Завтрак должен быть достаточно питательным. Хорошее «топливо» для мозга - сахар. Однако, помимо сладкого, первый прием пищи должен быть насыщен и другими пищевыми веществами, в том числе, сложными углеводами, которые также необходимы для умственной деятельности. Поэтому неплохой выбор на завтрак - каша (в том числе овсянная), тосты, хлопья или мюсли, яйца, соки, йогурты, овощи и фрукты.

«Какого-то идеального завтрака на каждый день не существует, - говорит Игорь Конь. - Важно, чтобы еда была вкусной и ребенок ел с удовольствием. Некоторые дети не любят те или иные продукты. Тут я советую заменять их равноценными. Если малыш отказывается от молока - предложите ему кисломолочные продукты. Не любит сливочное масло - попробуйте сливки. Всегда можно найти выход».

Многие родители считают, что ребенок может позавтракать и в школе. К сожалению, наши образовательные учреждения далеко не всегда оправдывают родительские ожидания. Несмотря на множество рекомендаций и программ по совершенствованию питания детей и подростков, многие школьные меню до сих пор не радуют разнообразием и не всегда учитывают суточные потребности ребенка. Особенно это относится к школьным буфетам.
Поэтому полностью перекладывать ответственность за рациональное питание своего ребенка на школьное учреждение вряд ли имеет смысл.

 

Ежедневное подкрепление

Нужно ли давать ребенку еду с собой, не повредит ли сухомятка в виде бутербродов? Этот вопрос особенно волнует родителей детей младших классов. «Подобный «сухпаек» не повредит, если в школе нет нормальной столовой или ваш школьник не хочет там питаться, - считает профессор. - Заверните ребенку сок и пару бутербродов с сыром. Это будет хорошей «подпиткой» для организма. Кстати, и своей дочке, когда она была маленькой, мы заворачивали бутерброды. Они вредны, когда ими питаются целый день всухомятку. Но если выбирать между одним съеденным бутербродом и голодным желудком - предпочтение нужно отдать первому».

Растущему организму школьника необходим полный набор пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Недостаток одного или нескольких из них приводит к задержке роста и развития.

Белки необходимы для построения новых клеток и тканей. Наибольшей биологической ценностью обладают белки, в которых содержится сбалансированный набор аминокислот - заменимых и незаменимых. Источником таких белков служат молоко и молочные продукты, рыба, яйца, мясо. Однако не стоит увлекаться белковой пищей только животного происхождения. Например, мясо не стоит давать ребенку ежедневно в неограниченных количествах, даже если он его обожает. А вот рыба детям очень полезна - она легко усваивается, богата минеральными солями, витаминами и содержит необходимые для умственного развития омега-3 жирные кислоты. Кстати, жиры также являются важным строительным материалом для органов и тканей, в том числе и для мозга. Кроме того с ними в организм поступают жирорастворимые витамины. Но важно, чтобы в рационе присутствовали легкоусвояемые жиры. Они содержатся в сливочном и растительном маслах.

Витамины повышают физическую и умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма к различным заболеваниям. «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос активным, подвижным и умным, давайте ему поливитаминные препараты, - советует Игорь Конь, - В нынешнее время, когда ученики каждый день находятся в стрессовой ситуации, испытывают большие умственные перегрузки, витамины становятся незаменимыми помощниками детскому организму».

 

Все дело в витаминах

Чтобы школьник был не только здоровым, но и умным, ему необходимы витамины группы В. Главные витамины «для ума» - это В1, В2, В6, В12. «Часто люди думают, что этих витаминов вполне достаточно в фруктах, - рассказывает Игорь Конь. - Но это не так. Фрукты - основной источник витамина С, а витамины группы В встречается в основном в обычных продуктах, про которые мы чаще всего забываем. Витамин B1, например, поступает в организм с хлебом, особенно из муки грубого помола, крупами (необработанный рис, овес), бобовыми, мясом. Витамин B2 содержится главным образом в молочных продуктах. В6 встречается в неочищенных зернах злаковых, зеленых листовых овощах, дрожжах, гречневых и пшеничных крупах, рисе, бобовых. Ну а В12 есть в таких продуктах, как печень, почки, говядина, домашняя птица, рыба, яйца, молоко, сыр».

Конечно, какого-то уникального, секретного меню, благодаря которому из ребенка в будущем сможет вырасти гений, в природе не существует. Но если школьник будет питаться рационально, разнообразно, ежедневно получая все необходимые его организму вещества, то вы скоро заметите, что чадо радует вас не только хорошим настроением и здоровым цветом лица, но и пятерками в дневнике.